Transport Networks Russia 2015: зона магистральных интересов
30 марта 2015 г. | Категория: Россия и СНГ
26 —27 марта в Москве состояласьVI Международная конференция Transport Networks Russia 2015, посвященная развитию телекоммуникационных транспортных сетей в России и СНГ. Конференция организована компанией Comnews. В мероприятии приняли участие более 300 делегатов из России, стран СНГ и дальнего зарубежья. С докладами выступили более 60 представителей операторов, регуляторов и поставщиков оборудования и сервисов. В рамках конференции была развернута выставка, на которой свои продукты, технологии и сервисы продемонстрировали более 20 экспонентов.
Открывая конференцию, Игорь Николаевич Чурсин, заместитель руководителя Федерального Агентства Связи, подчеркнул, что ситуация на рынке магистральных сетей характеризуется ростом объема трафика и скорости доступа в сеть. «Во многом это обусловлено динамичным развитием электронного документооборота межу коммерческими и государственными организациями, а также в расширением электронного взаимодействия между организациями и гражданами, — заявил он. — Увеличивающийся объем передачи информации по транспортным каналам ставит вопрос об интеграции межсетевой инфраструктуры в единую интегральную сеть». В условиях непростой экономической ситуации для нашей страны, считает И. Чурсин, есть два основополагающих направления работ: это сокращение издержек и импортозамещение.
Частично решение этих задач лежит в облачной сфере.
В первый день проведения конференции состоялась панельная дискуссия, в которой приняли участие Ольга Макарова, директор департамента Интернет и канальных ресурсов Блока по развитию операторского бизнеса корпоративного центра группы компаний МТС; Алексей Соколов, директор по развитию сетевой инфраструктуры ООО «Яндекс»; Мартен Виссерс, технический директор европейского научно-исследовательского центра Huawei; Андрей Подкльзин, руководитель департамента клиентских подключений, ЗАО «Компания ТрансТелеКом»; Шамиль Габитов, глава представительства в России China Telecom; Андрей Пругло, директор департамента транспортных сетей МГТС. Темой обсуждения стал вопрос о применении программно-определяемых технологий в магистральных сетях.
По мнению Ольги Макаровой, в отношении магистральных сетей, по крайней мере, на сегодняшний день, этот вопрос, не стоит. «За счет программно-определяемой сети (Software Defined Network, SDN) мы не сможем увеличить свои сетевые ресурсы, по той причине, что не сможем отказаться от резервирования, которое у нас реализовано кольцами. Сейчас мы переходим на установку интерфейсов 100 Гбит/с. Это означает, что наращивать сетевые ресурсы мы будем далее уже не по 10 Гбит/c, а по 100 Гбит/с. В результате на магистралях появляется достаточная емкость, при которой программно-управляемые сети не очень нужны».
Ольга Макарова считает, что технология SDN может найти применение в сфере управления профилями клиентов в режиме реального времени. «Мы экспериментируем в этом направлении, но промышленного применения у нас пока нет, — говорит она. — Вероятно, SDN-сети будут востребованы при решении корпоративных задач. На магистрали эта технология, скорее всего, не найдет применения. Через два года посмотрим, но пока этот так.»
Андрей Подкользин сообщил, что отношение к использованию технологии SDN для магистральных операторов в настоящее время довольно сдержанное. «Пока мы присматриваемся у тому что дает эта технология, — заявил он. — Мы видим возможность использования SDN на магистрали в автоматизации процессов, в уменьшении количества уровней управления, и как следствие — в уменьшении стоимости обслуживания сети. Но основной интерес к внедрению SDN для нашей сети мы видим в части предоставления услуг корпоративным клиентам. Многие из них покупают у нас услугу VPN и строят корпоративные сети. И для них мы сейчас тестируем несколько пилотов по новым услугам, которые полностью автоматизированы и будут включаться из личного кабинета. По магистрали у нас тоже есть один проект с использованием технологии программно-определяемых сетей. Он связан с автоматизацией наших внутренних процессов».
Шамиль Габитов рассказал о том, что в China Unicom сети SDN на уровне департаментов внимательно изучаются. У компании есть крупная магистральная транспортная сеть и есть опыт по реализации архитектуры SDN на некоторых ее участках. «Учитывая традиционно осторожный подход со стороны китайский х операторов, широкое распространение эта технология пока не получила и не получит в ближайшее время, — говорит Шамиль, — потому что от уже сделанных инвестиций никто не спешит отказываться. Сеть постоянно обновляется и необходимость резкого перехода хотя и на более перспективную, но все же новую технологию, не очевиден. Наша стратегия — изучать эту технологию с точки зрения того, как она будет дополнять возможности существующей сети».
А вот Мартин Виссерс, рассуждая о том, когда и как технология SDN может появиться на магистральных сетях во всем мире и в России, смотрит на будущее технологии SDN весьма оптимистично. «Эта hype-технология понадобится магистральным операторам, если они намерены серьезно заниматься стандартизацией», — уточнил он. — Во многом технология SDN обусловлена реальностью и стандартами с целью увязать между собой все компоненты сети».
Мартин сообщил, что компания Hawei планирует внедрять SDN уже в этом году. «Конечно, в 2015 году это будет экспериментальная стандартизация. Но в следующем году мы уже постараемся добиться того, чтобы что-то было уже реально внедрено. Возможно в следующем году первые элементы применения SDN появятся на нашей сети.» Мартин подчеркивает, что не следует отождествлять SDN и NGN (next generation networks) — это взаимодополняющие технологии в транспортных сетях, где SDN отвечает за функцию управления и контроля существующей аппаратуры. «Возьмите оптические сети, — говорит он. — Можете ли вы виртуализировать оптический уровень сервера с архитектурой x64? Нет. Но мы можем виртуализировать уровень управления оптическими сетевыми элементами. Мы можем виртуализировать управление элементами пакетной передачи на транспортной сети. Это то, за что отвечает технология SDN. И именно в этом направлении мы сегодня очень активно работаем».
Мартин отмечает, что оператор сегодня сам контролирует связь между абонентами, которые обращаются к нему в случае возникновения проблемы. В дальнейшем ситуация будет меняться. Со временем функции управления транспортным уровнем тоже будет перемещаться к клиентам.
Изменит ли SDN расстановку сил на магистральном рынке между традиционными сетевыми компаниями и SDN игрокам? Отвечая на этот вопрос, Андрей Пругло отметил: «Мы делаем упор на надежность и стабильность работы сети, на ее пропускную способность для доставки контента клиентам. Поскольку сеть МГТС интегрирована с сетью доступа и с предоставлением услуг клиентам, в этом направлении мы и рассматриваем технологию SDN как способ адаптации наших услуг клиентам, например, в части более быстрых настроек по маршрутизации VPN для корпоративных клиентов. Но каких-то революционных действий по внедрению SDN мы не планируем. Мы проведем опытные эксперименты с оборудованием, которое уже поддерживает протокол Open Flow, и основании этого будем принимать решение о дальнейшем применении программных средств для управления сетью».
Еще одна тема которой было уделено внимание на панельной дискуссии в рамках конференции – кэширование серверов (КС). В настоящее время все крупнейшие контент-провайдеры — например, такие как «Яндекс», Google, – начали активно предлагать операторам связи кэширующие серверы. Одновременно с этим на рынке развиваются независимые сети передачи контента CDN, где используются КС. Тенденция такова, что если раньше в сети некоего среднего оператора в стойке стоял один, два, максимум три кэширующих сервера, то сегодня их количество нарастает.
Сколько кэширующих серверов операторы готовы установить в своей сети, и кто должен заниматься обслуживанием этой довольно хлопотной серверной инфраструктуры? Готовы ли этим заниматься сами операторы или это зона ответственности контент-провайдеров?
Отвечая на эти вопросы, Ольга Макарова отметила: «В России услуга потребления телевидения не является основной. Этот фактор является определяющим в вопросе о количестве кэширующих серверов (КС). В целом КС создают дополнительное потребление электроэнергии. К счастью, рынок у нас конкурентный и многие вещи регулируются рыночными механизмами. Перемещая кэширующие сервера ближе к себе, мы улучшаем связность сети. Это хорошо и для нас как операторов (так как мы можем лучше контролировать какой-то трафик), так и для нашего клиента (чем удобнее клиенту потреблять контент, тем больше он удовлетворен.) Правда, тем самым увеличиваем свое внутреннее потребление электроэнергии.
По мнению Ольги, основная проблема с размещением КС – это места размещения, кондиционирование, энергетика. «Если условия по размещению кэширующих серверов удается выполнить, то мы их размещаем, и здесь у нас ограничений нет, — говорит Ольга. — Если не получается по каким-то причинам – ищем другие варианты. Например, когда в одном из городов решался вопрос о размещении кэширующего сервера, – выяснилось, что он потребляет порядка 37 кВт, — такой свободной мощности в этом городе не было. Иногда компании которые занимаются предоставлением контента, самостоятельно ищут места для размещения КС, договариваются об энергопотреблении, а мы с ними просто устанавливаем соединение. Вариантов на самом деле очень много. Никаких ограничений нет – все регулирует рынок.
Андрей Подкользин отметил, что в России закон распределения трафика такой же как и во всем мире. «Поэтому в свой план мы включили 85 регионов, связанных с топологией нашей сети и выделили порядка 20 крупных точек, из которых 10 – особо крупные, — рассказывает Андрей. — Мы выделили необходимые помещения, подвели каналы, электричество, поставили стойки. И теперь предлагаем российским и зарубежным контент-провайдерам CDN ставить в этих точках свое оборудование. Но не все операторы пользуются нашими услугами. Некоторые размещают КС в своих дата-центрах, в своих городах – тогда мы организуем стыки на транспортном уровне. В случае размещения оборудования у нас, — это обычная услуга колокейшен. При этом всю техническую часть мы берем на себя, а оператор контента выполняет лишь настройку. КС у нас уже очень много, их количество растет».
Говоряо планах развития CDN сети Яндекса на ближайший год, Алексей Соколов отметил, что кэширующий сервер какого-то сервиса решает несколько задач, выгодных как сервису, так и оператору: он достаточно сильно экономит трафик на магистрали и улучшает качество сервиса для конечных клиентов. За счет этого у оператора появляется конкурентное преимущество по отношению к другим операторам. А если это оператор магистральный, взаимодействующий с целым списком местных операторов сетей доступа, то он получает конкурентное преимущество по отношению к другим магистральным операторам.
Андрей считает, что ставить КС имеет смысл при гигабитных потоках. Иначе степень мультиплексирования и кэширования невелика, и вся затея становится невыгодной. Что же касается вопроса установки КС на стороне магистрального оператора, то с этим проблем не возникает, потому что модель взаимодействия реализуется на взаимовыгодной основе. На текущий год компании запланирована установка КС в десятке крупных точек.
Шамиль Габитов рассказал, что в Китае сети CDN развиваются, хотя профиль потребления Интернета в стране несколько иной, чем во всем мире.
— В Китае потребляется очень большой объем ресурсов, расположенных внутри страны, — пояснил он. — Там есть крупные сети, есть много производителей внутреннего контента, которые в силу плотности населения устанавливают оборудование близко к пользователю. Здесь интересен симбиоз — кооперация между контент-провайдерами и операторами. China Telecom создала отдельную дочернюю компанию, чтобы развивать это направление. На баланс этой компании было передано более 200 дата-центров по всей стране, в которых любой контент провайдер на определенных, совершенно недискриминационных условиях может разместить свое оборудование. Помимо этих дата-центров есть порядка 10 более высокоуровневых центров управления всей этой разветвленной CDN сетью. Здесь модель взаимодействия контент провайдера и оператора довольно традиционна. Несмотря на определенные ограничения, которые существуют в Китае на распространение информации, ничто не мешает ему развиваться.
Ведущий панельной дискуссии Леонид Коник напомнил, что в соответствии с визионерской стратегией BellLabs, 2020 год — тот рубеж, когда все сети могут превратиться в облако, вплоть до сети доступа. Станут ли сети операторов «плоскими» и дойдет ли облако до сети доступа?
Мартин Виссерс не верит, что магистральная, и в частности оптическая сеть будет присутствовать только в облаке. «Оптические транспортные магистрали просто свяжут между собой эти облачные места. В свою очередь облака будут расти, распространяться, между ними будет больше трафика. А оптические технологии будут им в этом помогать. Поэтому оптическое направление разработки будет развиваться, чтобы расширять пропускную способность между облаками».
По мере того как данные будут переноситься в облако, главной заботой магистральных операторов на многие годы станет надежность и пропускная способность транспортной сети, считает Мартин. «С точки зрения надежности неизбежен переход к распределенному облаку, — говорит он. — Но при этом повышаются затраты на обслуживание. Вот над этими вопросами и предстоит работать».
Шамиль Габитов указал на то, что в Китае облачным сервисам придается большое значение. Это связано с необходимостью сократить расходы на инфраструктуру и затраты всех участников рынка. Для China Telecom о это направление — одно из приоритетных, хотя пока объем этого направления весьма мал – около 1% от объема всей выручки. Но тем не менее перспективы довольно хорошие.
«В магистральной части облаку точно нет места, – считает Ольга Макарова. — Облако в первую очередь нужно клиенту. И клиент будет решать, какие ему облака выбирать. На магистральной сети есть смысл разворачивать облака, если появятся реальные запросы от клиентов, и они будут окупаемы. Но пока мы таких запросов не видим». По мнению Ольги, купные магистральные операторы не заинтересованы в облаках. «А спрашивать об облаках тех, кто в них не заинтересован, очень сложно, — констатирует Ольга. — Потому что контент развивается по другим законам, он должен быть ближе к конечному потребителю».
В ходе дискуссии возник вопрос — есть ли смысл крупному оператору CDN строить собственную сеть доставки контента, включая уровень оптоволокна? И может ли Google начать экспансию, в результате которой провайдер CDN будет конкурировать с магистральными операторами уже на уровне доступа, наиболее полно удовлетворяя потребности конечного клиента?
По мнению участников дискуссии, Антимонопольный комитет не позволит Google такую степень монополизации. Да и вряд ли самой компании Google это нужно. Другой вопрос – надо ли иметь собственные каналы связи до точек раздачи контента? И тут участники рынка сошлись во мнении, что это имеет смысл. Это делает Google, это делает и “Яндекс. Но они это делают не как операторы связи, а с целью построения собственной сети для максимального приближения к клиенту. Теги: Transport Networks Russia 2015
|