ЦОД по-русски: отечественный дистрибьютор выпустил собственное решение для зимнего пуска
02 сентября 2021 г. | Филипенко Даниил
Примерно пятая часть России находится за Полярным кругом. А в основном наша страна расположена в умеренном и субарктическом климатических поясах. Уже из этого становится ясно, что к системам охлаждения дата-центров, работающих в России, предъявляются иные, во многом более высокие, требования, нежели к их аналогам в большинстве стран. О том, как подошла к решению проблемы зимнего пуска систем охлаждения компания HTS и чем отличается это решение от большинства представленных на рынке, рассказывает Даниил Филипенко, заместитель генерального директора компании HTS.
- Компания HTS в этом году представила собственное решение для дата-центров. Чем обусловлен такой шаг?
- Выйти на новый рынок нас заставила ситуация на нем и накопленный опыт. Сколько существует климатическое оборудование для дата-центров, на поставке которого мы специализируемся, столько стоит и задача по выравниванию давления во фреоновом контуре прецизионных кондиционеров в зимний период.
Исторически сложилось так, что большинство поставщиков прецизионных кондиционеров – это европейские вендоры, чьи решения работают зимой преимущественно при минимальных температурах до 10 градусов ниже нуля и отвечают потребностям территорий, где расположены около 70 % мощностей всех дата-центров. Это, разумеется, учитывается в техническом решении: либо зимнего пуска в принципе нет, либо он упрощенный в сравнении с тем, который используется на территории РФ.
Дело в том, что наш климат несколько суровее, разве что в районе Черного моря (да и то с некоторыми допущениями) можно не использовать зимний комплект, а в остальных регионах приходится использовать решения, поддерживающие работоспособность до -40°С, а кое-где и до -60° С.
Спрос на подобные решения есть, поэтому компания HTS, опираясь на существенный опыт работы с климатическим оборудованием, выступила как разработчик устройства зимнего пуска «СмартСТАРТ». Это наша собственная разработка, решение, заточенное под особенности именно российского рынка дата-центров, потому что оно учитывает потребность работы при более низких температурах. Обвязка комплекта уникальна – больше никто ее не использует в таком виде.
- Т.е. акцент делается исключительно на температурных характеристиках?
- Не только. Мы сделали акцент еще на тех специфических потребностях, которые есть у каждого участника проекта строительства ЦОДа: от заказчика и проектировщика, до генерального подрядчика и монтажника. Зимний комплект – это всегда некий набор клапанов и ресивера, который традиционно поставлялся не в сборе, поэтому монтажники на объекте монтировали его по своему разумению. С ошибками или без – это как повезет, так как зависит от квалификации и, будем честны, от стечения обстоятельств. Отличие комплекта «СмартСТАРТ» в том, что он поставляется в сборе, это готовый продукт, чем особенно удобен для всех участников проекта. Например, проектировщику необходим удобный инструмент, чтобы закладывать оборудование в проект. Раньше он был вынужден сам отдельно подбирать каждый клапан и ресивер, отрисовывать их в проекте. Так как «СмартСТАРТ» – законченное решение, проектировщику не нужно подбирать: ему предоставляются чертежи в 3D – их нужно просто интегрировать в проект, как кубик конструктора. Это снимает массу головной боли и облегчает работу проектировщика.
Кроме того, по сравнению с другими низкотемпературными комплектами мы обошлись без электрических компонентов – ТЭНов, обогревателей и т.д. Это тоже дает преимущества проектировщикам: не надо тратить время на согласование со смежниками – электриками и т.д. Принцип работы и его уникальность в том, что решение комплектуется запорно-регулирующей арматурой, жидкостным ресивером и предохранительным клапаном, которые изначально рассчитаны на работу в условиях до -40° С. Если же условия еще более жесткие, то комплект просто надо вынести в отапливаемое помещение, где температура не ниже -40° С.
- Почему решение удобно другим участникам проекта – интегратору и заказчику?
- Для них важно то, что они получают готовый продукт, установка которого не требует высокой квалификации монтажной организации, а это означает экономию средств и времени. Если комплект поставляется в разобранном виде, часто возникают проблемы в процессе логистики, задержки поставки отдельных компонентов. Все это влияет на сроки реализации проекта. Кроме того, гарантия предоставляется нами также на весь комплект в сборе, а не на отдельные его компоненты. Для заказчика же главное – соотношение цены и качества. Комплект решает и эту задачу.
Немаловажна и автономность работы устройства – решение «СмартСТАРТ» не требует отдельного подключения к электрической сети.
Так что мы подошли к разработке решения с учетом потребностей и удобства для всех участников процесса.
- А что собой представляет решение с конструктивной стороны?
Само устройство состоит из клапанов, регулирующих давление конденсации, клапанов-регуляторов давления в ресивере, обратного клапана и увеличенного жидкостного ресивера, который также исполняет роль буферной емкости при производстве ремонтных работ кондиционера или хладонового контура. Объем ресивера подбирается строго с учетом длины трассы хладонопроводов, а также плотности наружного воздуха в холодный и тёплый периоды года. Ресивер рассчитан на весь объем фреона системы, включая объем конденсатора, испарителя, жидкостной и газовой линии, что облегчает проведение сервисных работ: нет необходимости эвакуировать фреон из системы для ее обслуживания.
Клапаны, которые поставляются в составе решения «СмартСТАРТ», имеют возможность регулирования под конкретный случай, например, длинная трасса или малая холодопроизводительность системы. Их можно настроить, выставив давление открытия под конкретный кондиционер, что даёт гибкость при работе.
- Оцените, пожалуйста, потенциальный спрос на решение.
- Разумеется, спрос на «СмартСТАРТ» зависит от некоторых особенностей дата-центра. Например, я вижу две разнонаправленные тенденции. Если ЦОД крупный, строится и сдается сразу большими очередями, то в основном в таких случаях используются системы с водяным охлаждением, поэтому наше решение там в принципе не нужно.
Коммерческие дата-центры средней руки часто пытаются запуститься как можно быстрее и максимально бюджетнее. Так как водяная система охлаждения дороже, чем фреоновая, то выбирается именно последний вариант. При этом установка фреонового охлаждения идет постепенно – по мере заполнения клиентами. В этом сегменте устройства зимнего пуска очень востребованы.
Если смотреть на небольшие частные дата-центры – от банков, промышленных предприятий или образовательных учреждений – то там также всегда используется фреон, поэтому и спрос должен быть высоким. Плюсом будет и тот факт, что комплект может использоваться с оборудованием разных производителей, не только STULZ.
- Как разрабатывалось решение?
- Идея создать низко-температурный комплект в сборе родилась где-то прошлой осенью. Тогда возник концепт, который, по нашим оценкам, должен был взлететь. Стоит отметить, что наши наработки основывались уже на 10-летнем опыте поставок зимнего комплекта на объекты наших заказчиков. Проработка инженерного решения заняла около полутора месяцев, дальше мы сформировали стратегию продвижения и с февраля запустили в работу. Мы хотели, чтобы решение включалось в проект на его ранних стадиях – это нам удалось. И мы рады, что идея проектировщикам понравилась. Сейчас, уже спустя 9 месяцев, запущены несколько проектов с участием «СмартСТАРТ». Надеемся, что до октября будет порядка 50 реализаций, а это достаточно много.
HTS – известный на рынке дистрибьютор климатического оборудования для ЦОДов. Почему было решено заняться собственными разработками? Повлиял тренд на импортозамещение?
- Импортозамещение, на наш взгляд, значимый, но не определяющий тренд – и уж точно не единственный. По нашим оценкам, сейчас, по мере цифровизации экономики, на рынке сформировались свободные ниши, пусть и достаточно узкие. Они связаны преимущественно с особенностями и условиями эксплуатации оборудования в нашей стране. А зарубежные вендоры не особо хотят идти в эти сегменты – для глобальных игроков объем нашего рынка не так значим, чтобы вести собственные разработки. Мы же считаем, что такие возможности надо использовать: компетенции нам хватает, и мы можем предложить альтернативу кустарным решениям, которые в основном вынуждены применять заказчики, например, из нефтегазовой отрасли.
Теги: HTS
|
Чтобы оставить свой отзыв, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться
Комментариев: 0