Интервью

Квалификационные стандарты отрасли ЦОД: общемировая тенденция

13 октября 2014 г. | Дорофеев Игорь Викторович

В последнее время тема квалификационных стандартов для отрасли центров обработки данных приобретает особую актуальность. Вопросы о формировании требований к эксплуатирующему персоналу коммерческого ЦОДа комментирует Игорь Дорофеев, генеральный директор компании «АйКорд».

Поясните, что такое квалификационные стандарты и зачем они нужны?  

Из общего определения квалификационного стандарта следует, что это документ, который устанавливает комплекс требований к степени профессиональной готовности работников по выполнению ими трудовых функций в рамках определенной профессии или специальности, - иными словами, требований к знаниям, умениям и навыкам специалиста. Также следует отметить, что на практике термин квалификационный стандарт часто заменяется на более широкое в смысловой части определение «профессиональный стандарт».

Интерес к разработке и применению таких стандартов является общемировой тенденцией. В первую очередь это связано с революционными изменениями на рынке труда, особенно в области инновационных, технологических отраслей, включая ИТ. Применительно к ЦОД речь должна идти о группе отраслевых профессиональных стандартов. Актуальность внедрения стандартов в области ЦОД является лишь частью большого комплекса процедур и связана с необходимостью улучшения качества и надежности центра обработки данных, — как в части эксплуатации, так и на этапе создания объекта. Предполагается, что специалисты отрасли ЦОД должны обладать определенными специальными или технологическими знаниями, которые часто лежат в междисциплинарном поле.

Представляется важной задача разработки общих квалификационных стандартов без приложения к конкретным проектам и ситуациям. Тогда на любом этапе, продиктованном необходимостью, данные документы могут быть адаптированы к ключевым специалистам реальных центров обработки, - не  только коммерческих или операторских, но также корпоративных или государственных.

На протяжении тех лет, пока не существовало таких стандартов для отрасли ЦОД, каким образом и на каком этапе решалось, сколько людей и какой квалификации должно быть в проектной команде?

Заданный вопрос имеет настолько серьезную подоплеку, что в рамках простого ответа дать разъяснения с учетом возможных вариантов реализации, подходов и нюансов просто невозможно.

Нужно сразу сделать две важные оговорки. Такие квалификационные стандарты эпизодически формировались и в настоящее время формируются на корпоративном уровне. Поэтому, если мы хотим говорить о документах, имеющих общеотраслевой характер, то нужно отметить, что сейчас еще только делаются первые наметки, формируются общие идеи и подходы. Таким образом, можно констатировать, что проблема формирования состава персонала и квалификационных требований стоит остро, и в большинстве случаев решается методом проб и ошибок.

Нужно отметить, что на разных этапах жизненного цикла ЦОД вовлеченные команды имеют совершенно разный состав и квалификацию, которые определяются стоящими перед ними задачами. Опираясь на этапы жизненного цикла ЦОД, нужно, как минимум, разделить команды на проектную и эксплуатационную. При этом есть ключевые фигуры, которые могут действовать на всем жизненном цикле и определяют ЦОД с точки зрения общих идей и бизнес-процессов.

Формирование проектной команды обычно начинается на этапе планирования, когда первоначальная идея заказчика или инвестора должна начать обрастать практическими результатами и документами. Очевидно, что на данном этапе самым правильным способом формирования проектной команды будет привлечение двух ключевых фигур: опытного руководителя проекта и эксперта-технолога по ЦОД. Для небольших проектов эти две роли может выполнять один человек. Проблемой здесь является плохая формализация квалификационных требований, так как такие люди являются уникальными специалистами с нестандартными компетенциями, которым приходится работать в междисциплинарном поле. На них лежит большая ответственность, так как именно им придется быть стержнем проекта и отвечать за результат в целом. Привлечение в проект качественных специалистов может автоматически решить все последующие проблемы в части формирования проектной команды, равно как неверный выбор способен привести проект к неудаче. К сожалению, самым главным вопросом является реализация механизмов доверия между заказчиком и ключевыми исполнителями.  

Альтернативными механизмами формирования проектной команды является строительство заказчиком ЦОДа хозяйственным способом или привлечение генерального контрактора с реализацией объекта «под ключ». В первом случае, при недостаточной компетенции специалистов заказчика возможны серьезные проблемы с успешной реализацией проекта. Вопрос, который приходится решать во втором случае – прозрачность отношений и процессов, которые происходят в проектной команде.   

Очевидно, что на разных стадиях жизненного цикла ЦОДа требования к квалификации персонала меняются. На каком этапе должны быть зафиксированы требования к эксплуатирующему персоналу коммерческого ЦОДа?

Ответ на данный вопрос нужно обозначить как продолжение предыдущего в части формирования эксплуатационной команды.

Де-факто на рынке есть типовые варианты организации такой команды, с опорой на масштаб и характеристики ЦОД, принятую бизнес-модель и модель эксплуатации. Большую роль играет человеческий фактор, то есть ответственность лежит на руководителе, который должен определить потребности в персонале, их квалификацию и т.д. Разработка организационно-штатной структуры и определение обязанностей обычно заимствуется в смежных отраслях, перед которыми стоят аналогичные задачи: например, в телекоммуникационной отрасли или даже в армии. При этом идет приспособление под специфику ЦОД. Альтернативным вариантом является заимствование зарубежного опыта.

Определение момента формирования команды эксплуатации является крайне больным вопросом. Наиболее часто на практике это происходит уже по факту готовности ЦОД. Хотя очевидной рекомендацией является необходимость вовлечения будущих специалистов по эксплуатации в процесс создания ЦОД как можно раньше. Выгоды этого подхода понятны, хотя он требует определенных дополнительных затрат. Последнее должно быть сбалансировано плавным ростом численности эксплуатационной команды в жизненном цикле центра обработки данных.

Теги: стандарты

Чтобы оставить свой отзыв, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Комментариев: 0

Регистрация
Каталог ЦОД | Инженерия ЦОД | Клиентам ЦОД | Новости рынка ЦОД | Вендоры | Контакты | О проекте | Реклама
©2013-2024 гг. «AllDC.ru - Новости рынка ЦОД, материала по инженерным системам дата-центра(ЦОД), каталог ЦОД России, услуги collocation, dedicated, VPS»
Политика обработки данных | Пользовательское соглашение