Желая повысить уровень отказоустойчивости дата-центров, проектные организации и заказчики прибегают к различным схемам резервирования. Но при этом, как правило, не учитывают, что резервирование сопряжено с увеличением капитальных и операционных затрат на инфраструктуру и может понизить эффективность дата-центра в будущем. Как найти разумный компромисс между уровнем резервирования и эффективностью?
Навязанные стереотипы
Специалистам нашей компании нередко приходится сталкиваться с неоправданным стремлением заказчика к избыточности, когда ресурсы закладываются с большим запасом. Объяснить это можно тем, что заказчики не очень хорошо понимают свои реальные потребности, а также недобросовестностью закупщика (заказчика, проектировщика, системного интегратора, управляющей компании) либо недостаточной его квалификацией. А ведь правильный расчет может способствовать серьезной экономии средств при закупке оборудования и резко повысить эффективность операционных затрат.
Сейчас на рынке очень популярны различные стандарты и рекомендации по построению дата-центров, определяющие градацию уровней надежности инженерной инфраструктуры ЦОДа. Многие заказчики, не сильно вдумываясь в требования стандарта и не учитывая всех последствий, с ходу решают, что им необходим, скажем, уровень надежности Tier III. А что за этим скрывается? И как это соотносится с решаемыми задачами?
Зачастую заказчики выбирают высокую планку по принципу «нам чуть попроще, чем самое надежное», не задумываясь, нужен ли такой уровень резервирования. Нам как вендору выгодно продавать больше, мы на этом зарабатываем. Но мы заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве и не хотим вводить заказчика в заблуждение.
Если проектом предполагается установка ИБП, то стоит учитывать, что в определенном диапазоне при низкой загруженности у этих систем резко падает КПД — такое случается на начальном этапе развертывания серверной. Еще актуальнее это бывает в отношении сложных систем, когда требуется высокий уровень резервирования (например, в банковских или коммерческих ЦОДах). Обычно на таких объектах предусмотрены два электрических ввода, к каждому из которых подключен ИБП с низким коэффициентом загруженности. Скажем, если установлено два ИБП по 100 кВт со схемой резервирования 2N, то один источник никогда не нагружается на полную мощность — как правило, обе системы делят нагрузку по 50 %, соответственно КПД при этом значительно падает.
Прежде всего надо прямо поставить вопросы: почему требуется заявленная мощность? Какие задачи будет решать подсистема? Чем мотивирован высокий уровень резервирования систем холодоснабжения и энергетики? Завышение мощности оборудования ведет к низкому КПД всех систем, а значит, к росту операционных затрат. А потратив большие деньги из бюджета на закупку системы энергетики с высоким уровнем резервирования, заказчик порой уже не имеет средств на кондиционирование высокого качества, на систему мониторинга, что в свою очередь уменьшает срок службы и снижает надежность системы в целом. Особенно чувствительны для бюджета заказчика ошибки, связанные с избыточностью проектирования систем холодоснабжения и энергетики, компоненты которых стоят немалых денег.
Случай из практики. На одном из проектируемых объектов заказчик закладывает время автономной работы ИБП 60 минут. Это требует значительных затрат, заставляет искать место для размещения батарейных полок и приводит к увеличению количества параллельных инженерных систем. Убедить заказчика в том, что это избыточно и что он просто закапывает деньги в землю, никак не удается. И это притом что на объекте есть два независимых электрических ввода и дизель-генератор. Но компания-заказчик ничего не хочет менять в проекте, ссылаясь на свои внутренние стандарты.
Конечно, существуют процессы, для реализации которых действительно требуется высокий уровень надежности и резервирования. Но гораздо чаще встречаются объекты, где заложенный уровень резервирования избыточен. Между тем у компании Rittal есть заказчики на довольно крупных объектах, у которых практически нет резервирования, потому что для их бизнеса это не принципиально.
Деньги на ветер
Еще одна типичная проблема — неучтенный коэффициент спроса, который часто приводит к существенному завышению мощности оборудования. Недозагрузка ИБП — это всегда выброшенные на ветер деньги. Оценка реального потребления при выборе мощности инженерных систем — один из главных вопросов, который проектировщик должен задать заказчику.
Для уточнения коэффициента загрузки в функционирующем ЦОДе полезно провести инвентаризацию, в ходе которой зачастую оказывается, что до 30 % оборудования можно выключить из розетки либо заменить его по причине ненадобности. Особенно сложно точно оценить уровень загрузки коммерческих ЦОДов.
Создание надежного и эффективного дата-центра требует комплексного подхода, который может быть реализован лишь совокупностью трех взаимосвязанных принципов: совместного проектирования всех систем, масштабирования ресурсов с учетом будущего роста и проработки эксплуатационных процессов и регламентов.
Рекомендации
Если инфраструктура существует и эксплуатируется, всегда можно выяснить данные о реальном энергопотреблении конкретных стоек и единиц оборудования, сравнить их с мощностью, заложенной в проектной документации, и рассчитать, как используются ресурсы, — это поможет оценить будущую серверную применительно к вашим задачам.
Чтобы избежать избыточных вложений, хорошим выбором станет модульное решение, позволяющее в процессе работы наращивать мощность инженерной инфраструктуры по мере надобности.
На действующих объектах очень важно правильно оценить необходимость избыточных схем, уровень потребления ИТ и инженерных систем и спроецировать его на будущее. Тем самым можно либо снизить мощность, либо в рамках прежних ее значений уменьшить количество стоек, сэкономив полезную площадь, либо на имеющейся площади разместить оборудование более высокой мощности. Чтобы увидеть перспективу, надо задать заказчику несколько вопросов. До какой мощности будет расти объект? Какие мощности имеются сейчас и какое оборудование на них работает? Как долго без этой инфраструктуры может просуществовать бизнес, не неся серьезных потерь? Каков бюджет? Собственно, с последнего вопроса и нужно начинать разговор, потому что построить две инфраструктуры внутри одного ЦОДа — это двойная цена.
Внимание к качеству
Если есть уверенность в высоком качестве используемых компонентов, то требования к резервированию могут быть снижены.
Высокого уровня надежности в целом можно добиться также, если тщательно следить за процессами, наблюдая за работой всех компонентов инженерной инфраструктуры, в том числе в удаленном режиме. На объектах, где ведется постоянный мониторинг и присутствует дежурная смена, как правило, можно обойтись без сверхизбыточного резервирования и сверхнадежных систем — они там попросту не нужны. К сожалению, иногда мы сталкиваемся с тем, что даже при наличии системы мониторинга ею никто не пользуется.
И еще очень важно, чтобы техобслуживание проводил квалифицированный технический персонал — люди, прошедшие обучение, проверку знаний и имеющие соответствующий допуск.
Отсутствие у заказчика реального представления о сервисных возможностях производителя и поставщика оборудования — еще одна проблема. Если у поставщика нет в доступной близости запчастей к оборудованию, то никакие схемы резервирования и высокие характеристики системы не спасут в аварийной ситуации. Наличие склада и сервисного центра, возможность обеспечить выезд инженера со всеми необходимыми запчастями представляются важными критериями при выборе поставщика.
Собственно, все точно так же, как в хорошем автомобиле. Вы когда-нибудь видели, чтобы хозяин дорогого спорткара пренебрегал техническим облуживанием?
Источник: Журнал «ЦОДы.РФ» № 12
Чтобы оставить свой отзыв, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться
Комментариев: 0