Дата-центры должны повзрослеть и изучить свои финансы
23 февраля 2015 г. | Джадж Питер | Категория: Обсуждаем статью
Супермаркет отлично знает, какую прибыль он имеет от каждого батона и пакета молока. Дата-центры должны добиваться такой же прозрачности. Индустрия будет становиться зрелой по мере осознания дата-центрами проблематики затрат.
Несмотря на все разговоры о повышении эффективности дата-центра и снижении затрат, для многих между этими двумя концепциями существует непреодолимая пропасть. Большинство ЦОДов ведут себя словно дети, которые получили карманные деньги, но понятия не имеют, сколько стоит содержание всей семьи.
Организации заботливо стерегут свои финансы с помощью специальных приложений, в то время как IT-ресурсы делятся на составляющие и управляются посредством автоматизированного программного обеспечения, в котором обычно отсутствует такое понятие как «деньги».
Инфраструктура физического дата-центра может быть спроектирована для обеспечения наиболее эффективного обслуживания, и у предприятия вполне может существовать инструментарий для отнесения ресурсов на тот или иной департамент или того или иного клиента.
Серверы безграмотны в финансах
Но как определить, какие именно ресурсы включить в счет клиента? Может ли ПО определить, в чьих интересах производились те или иные затраты? Ответы на эти вопросы не просто «хорошо бы иметь», их принципиально важно знать.
«Появление все более дешевеющих облачных сервисов вкупе с увеличивающейся конкуренцией на рынке коммерческих ЦОДов означает, что инвесторы, вкладывающие деньги в дата-центры, должны иметь четкое представление о своих затратах, а также видеть и моделировать последствия своих коммерческих и технических решений», - говорит Энди Лоренс, вице-президент по исследованиям технологий дата-центров в компании 451 Research.
Тот факт, что инвесторы этого не видят и не знают, можно объяснить тем, что IT-индустрия как таковая не созрела. Поставщики систем управления инфраструктурой дата-центра (DCIM) обещают экономию средств, как и многие другие IT-продукты, но эти обещания приходится принимать на веру и надеяться, что когда-то в будущем они реализуются на деле.
Стремительное развитие облака не оставляет времени на раскачку. По мнению Зала Лимбувалы из Romonet, «в мире, где всё является товаром, критически важно видеть затраты, контролировать их и использовать как инструмент в бизнесе».
Если бы дата-центр не был товаром, продолжает Лимбувала, провайдеры могли бы дифференцировать себя по принципу уровня услуг, или по принципу понимания ими определенного региона или рынка. Но сегодня услуги дата-центра гораздо меньше дифференцированы, чем автомобили среднего класса от Форд, Рено или Ситроен. Клиенты выбирают то, что дешевле, и это всего лишь признак зрелости: «Люди скажут, что IT, вычисления и программы существуют уже более 50 лет, но в смысле экономики рынок все еще в зачаточном состоянии».
В плане аппаратного обеспечения крупным IT-компаниям все сложнее проводить какие-либо различия друг от друга; грани сдвинусь в область сервисов и консультаций. Однако теперь IT стали покупать как сервис, и эти грани еще больше стираются. В силу простоты идеи добывать деньги консультантам становится все тяжелее.
«Многие просто не разбираются в затратах так, как должны были бы, чтобы выжить на коммодитизированном рынке дата-центров», - говорит Лимбувала. «Дата-центр – это актив, но люди не могут разобраться в затратах на сервисы, исходящие из этого огромного энергоемкого здания, - ни в целом, ни в деталях».
Супермаркет отлично знает, какую прибыль он имеет от каждого батона и пакета молока. Дата-центры должны добиваться такой же прозрачности.
В мире, где крупные компании устанавливают такие системы как DCIM, а также ее сопутствующий продукт оптимизации сервисов дата-центра DCSO и систему прогнозного моделирования ЦОДа DCPM, будет сюрпризом найти маленькую фирму в южном Лондоне (наделавшую не меньше шума чем Romonet), которая безбоязненно отвергает любые попытки влиться в толпу адептов DCIM.
Энди Лоренс из 451 Research говорит, что прогнозирование и анализ затрат также важны, и, кажется, соглашается с подходом Romonet, говоря, что «их введение своевременно и отражает текущие потребности».
Основная статья расходов – электричество
Romonet использует энергетическую модель – компания уже получила патент в Японии и имеет приоритет заявок в других юрисдикциях. Электроэнергия – основная часть затрат дата-центра, поэтому идея Лимбувалы состоит в том, чтобы следовать по цепи электрического и механического снабжения от точки подключения вплоть до программы приложения.
В целом, это всего лишь версия «затрат в зависимости от видов деятельности», подход, который фабрики и супермаркеты используют десятилетиями для отслеживания затрат на производство и доставку каждого батона и пакета молока.
Если провайдер будет знать все составляющие затрат облачного сервиса, он сможет вычислить с максимальной точностью, сколько стоит обслуживание каждого клиента, говорит Лимбувала. «Это важно, потому что затраты многомерны», включая такие вещи, как постепенное списание фиксированных капитальных затрат, а также эксплуатационные расходы, которые влияют на потоки наличности и обрабатываются по-разному.
Он сравнивает услуги колокейшн с арендованным офисным помещением. «Если у меня есть две комнаты одинакового размера, я могу сдать их двум разным клиентам по одинаковой цене. Но если один из них разместит в комнате десять работников в режиме 24х7, а другой поставит стол для одного работника, который будет приходить раз в месяц на пару часов, то у меня от этих клиентов будет одинаковый доход, но совершенно разные затраты и коэффициент доходности».
Фирма, сдающая офисы в аренду, ведет учет потребления электроэнергии, кофе, моющих средств и даже туалетной бумаги. В дата-центре провайдер должен думать о плотности стоек, коэффициенте нагрузки и других факторах.
Если вы сдает пятикиловаттные стойки по фиксированной цене, некоторые клиенты могут использовать всю выделенную мощность, а другие могут поставить один коммутатор и за три года у них «нагорит» всего 100 Ватт.
Выставление счетов на основе потребления практически неизвестно в США и все еще редко встречается в Европе, однако без этого провайдер понятия не имеет, какая у них маржа на того или иного клиента.
«Неважно, внутренний у вас ЦОД, или вы крупная компания типа Equinix, вам необходимо это знание как воздух, потому что вы сталкиваетесь с конкуренцией со стороны всех, кто продает такой же продукт», - считает Лимбувала. «Ваш дата-центр ничем не отличается от себе подобных».
Необходимо вести раздельный учет капитальных и текущих затрат. Система должна быть способна определить, какая мощность выделена и какая фактически использована, и где именно ее использовали. Таким образом, амортизированные отчисления и эксплуатационные издержки могут быть пропорционально отнесены на конкретного клиента в зависимости от того, кто именно использует ресурсы, и эти цифры станут основой для расчета сумм к оплате с конкретного клиента.
Чтобы это работало, затраты на электроэнергию должны быть измерены и пропорционально поделены на почасовой основе. Это можно сделать вручную с помощью отчетов и таблиц, а можно – и это намного лучше – вести учет в реальном времени с помощью автоматики, говорит Лимбувала: «проблема лишь в том, чтобы делать это не на разовой основе, а постоянно».
Звучит это легко, но в дата-центре – масса взаимосвязанных факторов: «В схеме производственного потока дата-центра вы найдете петли, перехлесты и множественность путей. Когда вы состыковываете электрические и механистические процессы, сложностей не миновать».
«Однако тот, кто сделает это правильно, будет вознагражден, потому что многие другие вещи выпадают из энергетической модели, включая цифры по эксплуатации, - продолжает Лимбувала, - и это позволяет эффективно проводить измерения и делать прочие вещи, которые обещает DCM».
Например, дата-центр имеет коэффициент PUE 1,2, но что, если один из чиллеров потребляет больше энергии, чем следует? Управляющий дата-центра может увидеть, что из двух соседних чиллеров один потребляет 1,2 МВт, что больше соседнего, но при этом вопрос, а сколько же каждый из них должен потреблять, остается нерешенным.
Чтобы это понять, нужно разобраться, что происходит в той части дата-центра, которая охлаждается этим конкретным чиллером. «Пока вы не построите энергетическую модель, вы этого не узнаете», - говорит Лимбувала.
«Как и DCIM, это ПО надо интегрировать в систему управления зданием – и стратегия Romonet как раз и заключается в управлении дата-центрами в партнерстве с лидерами в этой отрасли», — говорит исполнительный директор компании.
Кроме того, Лимбувала хочет выйти за пределы отрасли дата-центров в другие энергоемкие индустрии и помочь таким организациям, как больницы и проч., внедрить более эффективные средства учета. Если ему это удастся, это послужит сигналом о том, что IT-индустрия наконец взрослеет.
О компании:
Софверная компания Romonet® была зарегистрирована в Великобритании в 2006 году, и сейчас имеет офисы в Лондоне, Сан-Франциско и Нью-Йорке. Romonet разработала единственную в мире систему инструментов прогнозного моделирования для построения финансовых моделей достоверной общей стоимости владения (TotalCostofOwnership – TCO) для дата-центров и IT-операторов. Система Romonet позволяет предприятию точно прогнозировать, учитывать и управлять финансовыми рисками в ЦОДах или облачной вычислительной среде.
Romonet анонсировала свой продукт RomonetSoftwareSuite в ноябре 2010 года с целью помочь операторам управлять затратами их дата-центров. Уникальные возможности прогнозирования позволяют клиентам компании контролировать издержки и снижать риски путем улучшения финансового прогнозирования оборудования ЦОДа, платформ IT и рабочих нагрузок.
Дополнительную информацию можно получить на сайте www.romonet.com/romonet-software-suite Теги: Финансы, Расходы
|
Чтобы оставить свой отзыв, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться
Комментариев: 0