Дежурный инженер ЦОД: «многостаночник» у мониторов
24 марта 2014 г. | Цодиков Евгений | Категория: Аналитика
Когда красная ленточка перерезана (или нажата символическая кнопка пуска) и ЦОД официально введен в эксплуатацию, территорию покидают проектировщики, установщики, представители клиентов. Техника остается на попечении дежурных служб. О том, как работают дежурные инженеры, рассказывают представители ведущих дата-центров.
«В любом дата-центре есть четыре круглосуточных службы. ─ рассказывает о кадровой структуре Павел Колмычек, руководитель сети дата-центров компании КРОК. − Первая – служба физической безопасности, вторая – служба пожарной безопасности. Третья ─ инженеры-диспетчеры, которые отвечают за инженерные системы. Четвертая ─ ИТ-инженеры. Постоянно к дата-центру привязано восемь человек ─ по два сотрудника в каждой службе, вне зависимости от размеров объекта. В больших дата-центрах человек становится зачастую недостаточно – как правило, на таких объектах работают полностью загруженные бригады – по трое ночью, и не менее четырех человек днем. Это минимум, который позволяет в нашем режиме жить спокойно».
В списке требований к дежурном инженеру в КРОКе ─ не просто высшее образование, а обязательно ─ электротехническое; при этом опыт работы ─ от трех до шести лет. Хотя в компании есть мощный учебный центр, помимо теоретической подготовки обязательны навыки работы с электроустановками 0,4 кВ, 10 кВ, дизель-генераторами, опыт оперативных переключений и эксплуатации ИБП. Необходимо умение разбираться в технической документации. В обязанности дежурного инженера КРОКа входит оперативное обслуживание, контроль за эксплуатацией и ремонт электроустановок 0,4кВ, 10кВ, ИБП, ДГУ, весь спектр регламентных и планово-профилактических работ. Группа допуска по электробезопасности ─ «до IV и выше 1000 В». Это пункт повторяется у работодателей, как под копирку.
На фото слева направо: Павел Колмычек, Алексей Солдатов, Геннадий Дунаев, Николай Шеметов
Павел Колмычек уточняет: «Служба диспетчеров предназначена для максимально быстрого реагирования на различные события, но она не занимается модернизацией и развитием сети. Диспетчеры сидят за пультом и по мере появления ошибок системы могут предпринимать какие-то необходимые действия. С точки зрения квалификации требования к ним не слишком высоки, но они должны понимать, что такое кондиционер или источник бесперебойного питания, из чего состоят эти системы. От них требуется некий опыт, который, впрочем, не предполагает законченного образования в профильном вузе по проектированию и строительству инженерных сетей».
Такого же мнения и генеральный директор DataPro Алексей Солдатов. Он уверен, если в образцовом дата-центре учтено все до мелочей на этапе проектирования, строительства и оснащения, то от дежурной службы не требуется подвигов и досконального знания всей структуры.
Сами представители дежурной службы не согласны с той точкой зрения, что «много от них не требуется». Видимо, такова российская традиция представителей профессии – назвался инженером, значит, должен разбираться во всем.
«Любой ЦОД ─ это комбинация различных систем, в том числе инженерных, и все они требуют повышенного внимания к себе, ─ считает Геннадий Дунаев, руководитель службы эксплуатации ЦОД «ТрастИнфо» (ГК «Ай-Теко»). ─ Это живой организм, где все взаимосвязано. Взять любую систему ─ электроснабжения, водоснабжения, охлаждения, ─ все они состоят из различного оборудования: дизельных генераторов, насосов, кондиционеров, чиллеров и т.д. Работоспособность всех этих инженерных систем мы и контролируем, поддерживаем и при необходимости ─ проактивно выполняем обслуживание».
Геннадий Дунаев называет дежурных инженеров, работающих круглосуточно, «универсалы-многостаночники» и «профи во всем, во всех инженерных системах». В их обязанности входит не только ликвидация нештатных ситуаций, но и разбор полетов, аналитика и профилактика.
«На самом деле ЦОД представляет совокупность работы нескольких направлений: электрификация, механизация, ИТ, общестроительные вопросы и еще несколько менее важных направлений, ─ поддерживает его Николай Шеметов, старший инженер-электрик ЦОД DataSpace1. ─ Так как большинство процессов приводится в действие за счет электричества, приоритетность имеет, конечно, именно это направление. Здесь для специалиста важны знания и понимание механических процессов, так как в дата-центре выделяется колоссальное количество тепла, которое необходимо отводить, а также разбираться в устройстве и работе механического оборудования (чиллеров, насосных станций, HVAC-систем и т.д.)».
В ЦОДе DataSpace1 готовы принять кандидата с двухлетним стажем и профильным образованием, но диплом должен быть с общим баллом 4.0 и выше. Практические навыки могут быть не самыми выдающимися в отрасли, но главное, чтобы было желание и способность изучать новые типы систем. Большое значение имеет коммуникабельность. Это важно для взаимодействия внутри команды, особенно в критические моменты.
О большинстве действий в ЦОДе DataSpace1 сотрудники уведомляются по электронной почте. Задачи распределяются с учетом занятости и компетенций, но в случае необходимости коллеги могут советоваться.
В «ТрастИнфо» предпочтение также отдается кандидатам с образованием в области электротехники, но вот в отношении опыта жестких правил нет. «Всему остальному можно научиться на практике, – поясняет Геннадий Дунаев, — тем более, что работы у много и учиться приходится быстро, скучать некогда. Проводим обучение, потом новички на первых порах наблюдают за тем, как работают их более опытные коллеги, затем начинают работать в паре с опытным сотрудником, далее — сдают экзамены и получают допуск к самостоятельной работе».
Публикуемые на сайтах работодателей списки обязанностей дежурного инженера ЦОДа создают впечатление, что такой специалист должен разбираться не только в «железе», но и в ПО, и даже в языках программирования. А какова на деле иерархия обязанностей – что важнее всего в реальной работе?
«Языки программирования, конечно, знать не обязательно, но приветствуется, – уточняет Николай Шеметов. − Необходимо понимать схемо-технику построения систем диспетчеризации здания, которая может состоять из набора нескольких промышленных сетей, работающих по разным протоколам. При возникновении отклонений в работе оборудования нужно оперативно проанализировать текущую ситуацию и вычислить логически источник помех в слаженной работе всех BMS-систем здания».
Также нет жесткого требования в отношении уровня владения английским или иным иностранным языком, хотя и это приветствуется, учитывая импортное происхождение оборудования и прилагаемых инструкций. Обычно документация переводится на русский язык, но для дальнейшего карьерного роста знание иностранного учитывается.
Рекламные фотографии панелей управления в дата-центрах создают у непосвященных людей ощущение, что смена дежурных инженеров проходит в медитативном созерцании показателей.
«Поверьте, дежурному инженеру всегда есть, чем заняться, – возражает Геннадий Дунаев. − Летом повышается нагрузка на системы охлаждения и чиллеры. Или, например, у нас недавно был профилактический ремонт на подстанции – нужно было особо внимательно следить за напряжением в ЦОДе. В этом смысле зима ─ друг дата-центра. Нагрузка, по крайней мере, на одну инженерную систему существенно снижается».
Чем не приходится заниматься дежурным инженерам – так это проектированием и внедрением оборудования. Поэтому их работа оплачивается меньше на 10-30%, чем обязанности инженеров-конструкторов.
В среднем в Москве размер предложения в начале 2014 года для дежурного инженера составляет 27-45 тысяч рублей. Самое распространенное предложение на основных кадровых порталах для этой вакансии − 30 тысяч рублей. Но при более тщательном анализе адресов работодателей выясняется, что часто дублируются одни и те же объявления, которые вывешивают на различных сайтах в надежде найти нетребовательных кандидатов. Часть работодателей не указывает размер оклада, торг идет при личной встрече. По оценке рекрутеров из компаний «Агентство Контакт», нанять опытного инженера с профильным дипломом, допуском, рекомендациями и «без длительных вредных привычек» за 30 тысяч рублей компании рассчитывать не приходится. Реальная средняя зарплата дежурных инженеров ЦОД достигла планки 35-40 тысяч рублей. Но, по исследованиям рекрутеров, у представителей других должностей в сфере высоких технологий оклады растут быстрее.
Анализируя роль и место команды дежурных инженеров по сравнению с ИТ-службой, Павел Колмычек подводит итог: «Я не могу выделить ни ту, ни другую службу. Если сравнивать, то набираются разные люди. В ИТ − студенты, в инженерную службу – инженеры с опытом. И нельзя сказать, кого сложнее выбрать – студентов или опытных сотрудников. Все зависит от того, насколько жестко ставится вопрос, какой нужен инженер. ИТ-инженер завязан на клиентов, внешние связи, поэтому к ним более строгие требования. К диспетчеру требования мягче, поскольку он всегда находится внутри компании и не поддерживает коммуникации с людьми наружу».
Идеальному портрету желаемого работника на реальном собеседовании, по мнению Николая Шеметова, соответствует лишь каждый 15-й – 20-й соискатель.
Если говорить о психологическом портрете дежурных инженеров, то Павел Колмычек обращает внимание, что все сотрудники дата-центра могут выполнять широкий спектр задач, но многое зависит от типа личности человека. Есть такие «вечные двигатели»: им все интересно, они досконально знают технику, могут разобрать и собрать все по винтику, с удовольствием обслуживают оборудование, учатся новому. Такие специалисты должны работать в службе эксплуатации и заниматься ремонтом оборудования, обновлением хладагента и т.д. А существует другой психотип – более спокойные, они могут 12-ти часовую смену провести перед мониторами и следить за сообщениями, оперативно реагируя на заявки. Выстраивая работу специалистов в ЦОДе, очень важно обращать внимание на эту специфику. Теги: Дежурный инженер, КРОК, Datapro, ТрастИнфо, Ай-Теко, DataSpace1
|
Чтобы оставить свой отзыв, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться
Комментариев: 0