Экспертные оценки

Multiskilling − совмещение обязанностей в ЦОДе

28 мая 2014 г. | Крюкова Елена Анатольевна | Категория: Обсуждаем статью

Идея освоения и совмещения должностных обязанностей (Multiskilling) в дата-центре была выдвинута на Западе как ответ на дефицит специалистов по эксплуатации ЦОДов и недостаток их профессиональных навыков. На Западе multiskilling определяется как «способность сотрудников выполнять задачи в дополнение  навыкам, с которыми они были приняты на работу,  или тем, что указаны в должностной инструкции».

Неизвестно, приживется ли слово «мульти-скиллинг» в российской практике, либо будет заменено более понятным термином «совмещение навыков», однако сам принцип в индустрии давно знаком.

Ник Парфит, ведущий аналитик DCD Intelligence, считает, что развитие этой тенденции основано на ряде факторов, которые наблюдаются в индустрии ЦОДов:

− рост потребности в работниках с развитыми навыками и понимание, что от этих навыков зависят показатели ЦОДа; 

− смещение акцентов в управлении ЦОДа – от управления суммой технологий к управлению бизнес-единицей;  

− совершенствование инструментов сбора и анализа информации о деятельности персонала в ЦОД;

− повышение доступности образования и информационных средств для повышения квалификации.

К этому можно добавить: сами работники понимают, что освоение параллельных специализаций увеличивает их ценность на рынке, умножает шанс найти работу и сделать карьеру. 

 Несмотря на сложность индустрии ЦОД, на этом рынке кадры способны проявляют высокий уровень готовности к совмещению навыков. Технические специалисты, как правило, осознают необходимость периодически обновлять знания - хотя бы для того, чтобы остаться на прежнем уровне квалификации.

В дата-центре совмещение навыков может быть проанализировано на нескольких уровнях – по горизонтали (освоение соседних сфер) и п вертикали (изучение новых методов работ в своей профессии). Ник Парфит определяет это так:

− Развитие комплекса обязанностей в традиционных рамках ЦОД, отражает растущее сближение ключевых компонентов площадок;

− Изменение роли работника в дата-центре как результат операционных и управленческих изменений в ЦОДах.

Для прозрачности управления дата-центром и эксплуатации оборудования появляется больше приложений управления процессами. Компании наперебой предлагают программное обеспечение, представляющее и четкие обзорные схемы работы дата-центра и инструменты для упрощения менеджмента. Разработчики создают  решения, более точно отвечающие потребностям служб эксплуатации. Налаживается обучение у производителей оборудования. Создаются не только внятные инструкции для персонала по эксплуатации, но также учебные видеоролики. Неудивительно, что растет количество работников дата-центров, умеющих несколько больше, чем обозначено в их первоначальной должностной инструкции.  

В дата-центрах уже встречаются универсалы. Их доля остается стабильной с 2011 года −  по данным DCDI,  9% сотрудников рынка ЦОД обладают навыками работы на всех участках объекта или на большинстве из них. Эксперты отмечают: специалисты широкого профиля, как правило, работают на небольших, локальных объектах и на развивающихся рынках.   Нужно подчеркнуть - речь идет именно об универсалах, а не просто о совместителях. Кадров, соответствующих поговорке «настоящий талант талантлив во всем», вообще не так много. По оценкам HR- экспертов, на рынке труда в технологической сфере не более 40% способны изучить множество совместных направлений в теории, а когда речь заходит о практических навыках – универсалов индустрии вообще не более 10%. 

При этом становится меньше совсем уж узкопрофильных специалистов. Проведенные в 2013 году исследования DCDI показали, что только 30% сотрудников заняты лишь в одной сфере деятельности центра обработки данных (ИТ и приложений, операции и т.д.). В 2011 году таких работников одной сферы было 37%. Все больше работников во всем мире изучают дополнительные направления работы дата-центров.

Почему совмещение навыков развивается медленно?

Причин узкой специализации много. Одна из них  – в том, что быстрое обновление технологий заставляет сотрудников тратить много времени на апгрейд знаний в своей профессии. Там, где службы создаются с большим кадровым резервом и четко установлен круг обязанностей для каждого, условий для освоения новых навыков меньше.

Есть и такой ограничивающий фактор как опасения самих руководителей дата-центров. Некоторые директора дата-центра с сомнением относятся к идее, что нужно подталкивать работников разных служб к освоению смежных профессий, поскольку в этом заложен риск поверхностного овладения навыком. В английском языке есть пренебрежительное  выражение «jack of all trades but master of none», которое как ярлык приклеивается к тому, кто хватается за все дела, но не становится мастером ни в одном из них.

В том, чтобы иметь запас качественно подготовленных профи, глубоко знающих свое дело и сфокусированных на безупречном исполнении одной функции, безусловно, есть большой плюс. Узкая специализация и разделение обязанностей по службам позволяют создать четкую и понятную структуру объекта.

К тому же, схема пересечений различных навыков может усложнить систему управления:

Доля специалистов, совмещающих в организации разные навыки. Источник: исследование DCDi за 2011, 2012 и 2013 гг.

С другой стороны, в совмещениях навыков есть и свои плюсы. Сотрудник одной из служб может внезапно выбыть из рядов и коллегам из других служб придется заменить его. Кроме того, есть точка зрения, что освоение навыков «соседних» служб позволяет члену одной службы ЦОДа рассматривать объект комплексно, что повышает его способность лучше выполнять свои непосредственные обязанности.  А вот что касается экономии средств из-за расширения функционала сотрудников, то тут вопрос неоднозначный.

Механизм активизации прост – «повышать»

В некоторых западных дата-центрах расчет оплаты совершается сдельно. Поэтому некоторые работники сами осваивают еще одну специальность дата-центра ради прибавки. 

Опытные руководители знают, что при расширении функционала без доплат не обойдешься, но доплаты могу привлечь ту часть персонала, которая еще не освоила одно дело и тут же кидается изучать другое ради прибыли, часто не обладая ни временем, ни способностями для этого. Также возникает вопрос – нужно ли доплачивать опытному сотруднику одной службы за то, что он обучает коллег из других служб?

По данным DCDI, в 2013 году 60% респондентов отвечали за более чем одну область дата-центра. Но это общее количество «многостаночников», и в эту статистику входят и те, кто не пытается взять на себя ответственность за дополнительные навыки.

Исследование DCDI подтвердило, что совмещение обязанностей в дата-центрах отражается и на кадровой структуре – в 2013 году было уже 24% сотрудников (по сравнению с 18% в 2011 году), которые официально отвечали за несколько различных областей деятельности.

Мотивация для освоения новых навыков может быть также нематериальной. Многих сотрудников привлекает шанс расширить свои полномочия, чтобы, набрав внушительное количество компетенций, выйти на новый качественный уровень в структуре дата-центра.

Помимо целенаправленного овладения многими навыками в западном менеджменте дата-центров еще один способ связан с процессом развития этих навыков вместе с процессом развития дата-центров, по мере расширения площадок и внедрения инноваций. Но при расширении площадок выигрывают те, кто предусмотрительно приобретает технические и организационные навыки.  

«В этой области наблюдается более активное участие сотрудников в принятии технических решений, в оценке работы объекта, выработке рекомендаций, реализации планов и разработки стратегии, − говорит Ник Парфит, ведущий аналитик DCD Intelligence. − Это отражает растущие требования для всех элементов ЦОДа работать в соответствии со стратегическими требованиями в отношении прозрачности и подотчетности всех  процессов».

Доля специалистов, которые могли бы совмещать конкретные навыки. Источник: исследование DCDi за 2011, 2012 и 2013 гг.

По мнению экспертов DCD Intelligence, переход к расширению навыков в центре обработки данных неизбежен, но он происходит постепенно, в зависимости от разных условий.

Совмещение проявляется гораздо быстрее в крупных организациях на развитых рынках, где работают компании с существенными портфолио услуг ЦОДов, где хорошо поставлено обучение и у людей есть различные ресурсы для профессионального развития. В странах с низкими зарплатами и уровнем образования легче нанять «одну-другую дюжину», а там, где зарплаты высоки и наблюдается дефицит кадров, легче доплатить уже нанятому сотруднику, знакомому с индустрией и особенностями конкретной площадки.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Дмитрий Калганов, генеральный директор SAFEDATA (ООО «Центр Хранения Данных»).

Такое понятие как перекрестная функциональность известно давно и успешно применялось на начальном этапе развития нашей компании для организации процессов рутинной эксплуатации инфраструктуры когда дата-центр состоял из двухсот серверных шкафов и размер наших доходов не позволял держать расширенный штат специалистов. В условиях ограниченного внешнего финансирования при постоянном стремлении к снижению операционных расходов, когда речь идет, откровенно говоря, о выживании компании , multiskilling — это единственная возможность для инфраструктурного стартапа  все-таки поддерживать относительно высокий уровень оказания услуг. Поскольку найти таких чудо работников, которые были бы как в известной поговорке  "и швец, и жнец, и на дуде игрец", задача трудно выполнимая, каждый ИТ-специалист в дата-центре пытался по мере возможности получить навыки работы далеко не в смежных для него специальностях, прежде всего в области энергетических и климатических систем. Однако если в таких условиях все-таки удастся сохранить и развить компанию в бизнес, размер которого будет измеряться не одним десятком мегаватт и количество серверных шкафов - не одной тысячей, то неминуемо встанет вопрос создания полноценных глубоко специализированных функциональных подразделений, которые ежеминутно будут заниматься выполнением основных профильных профессиональных обязанностей. В этом случае при грамотном менеджменте, нацеленном на оптимизацию штатной численности и правильную организацию технологических бизнес процессов, у инженеров, скажем, эксплуатирующих энергетические установки не будет времени заниматься, например, системой кондиционирования, и наоборот. Что же касается универсальных ИТ-инженеров, то здесь мы сталкиваемся с попыткой выдать желаемое за действительность! Сложность и зачастую концептуальная противоречивость современных операционных систем и специализированного программного обеспечения не дают возможности инженерам быть высокими профессионалами одновременно во многих областях . К примеру, я не встречал хорошего специалиста-юниксоида, который так же замечательно мог бы быть глубоким знатоком в области программных продуктов Microsoft; сложно себе представить чтобы инженер, глубоко знающий программное обеспечение Oracle, одновременно был также хорош в настройке программного обеспечения SAP, или, скажем, VMware. Можно нахватать что-нибудь "по верхам", наполучать разных сертификатов и стать теоретиком-консультантом, но когда речь зайдет о том, чтобы настроить что-нибудь ручками, такие "универсалы", как правило оказываются бесполезны.

Антон Платонов, генеральный директор, ЦОД StoreData (ООО «НИЦ», StoreData LLC)

Я считаю multiskilling очень полезной вещью и активно использую данную идею с момента открытия нашего ЦОД StoreData

Как правильно заметил автор, multiskilling действительно полезен как работодателю, который может максимально полноценно использовать персонал компании, так и работнику, который не только существенно расширяет свои умения и навыки, но и получает дополнительную прибивку к заработной плате. Учитывая, что ЦОД сложный инженерный объект, требующий постоянного контроля, а  бесконечно раздувать штат технических специалистов нет никакого смысла,  —multiskilling является самым удобным решением этой проблемы.

Например, технический директор нашего ЦОД в обязательном порядке участвует в процессе строительства новых модулей ЦОД StoreData, т. к. ему и предстоит заниматься эксплуатацией этого объекта, и многие проблемы можно избежать еще на стадии проектирования и строительства. Или еще пример, директор по развитию сервисов StoreData, помимо внедрения новых услуг клиентам и разработки внутренних процедур компании,  может безо всяких проблем администрировать серверы или заниматься корпоративным сайтом.

В целом, практически любой топ-менеджер технического отдела нашей компании прекрасно разбирается в эксплуатации инженерных систем ЦОД и на 100% готов заменить своего коллегу, если тот заболел, или ушел в отпуск.

Для работы коммерческого отдела компании практику multiskilling я стараюсь не применять.

Мария Плегузова, Ведущий инженер департамент эксплуатации дата-центр "ТрастИнфо" (компания "Сервионика", ГК "Ай-Теко") 

Работа в нашей компании построена по принципу проектных команд, в которые включаются специалисты по каждому направлению, задействованному в проекте. Отбор в команду происходит на основании опыта и профессиональных компетенций, подтверждаемых сертификатами. Формируется своеобразная «матрица сотрудников». Можно сказать, что мы, как и наш ЦОД «ТрастИнфо», обладаем высокими характеристиками отказоустойчивости – именно за счет взаимозаменяемости как внутри одной службы, так и разных. Благодаря этому специалисты могут расширять свои компетенции, осваивать смежные специальности.

Теги: Multiskilling, Дмитрий Калганов, Антон Платонов

Чтобы оставить свой отзыв, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Комментариев: 0

Регистрация
 
Каталог ЦОД | Инженерия ЦОД | Клиентам ЦОД | Новости рынка ЦОД | Вендоры | Контакты | О проекте | Реклама
©2015 «AllDC.RU Новости отрасли ЦОД, инженерных систем дата-центра, каталоги ЦОД и производителей оборудования для datacenters»